Киль - сердце корабля
ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»
До сих пор сохранились следы суеверий, сопутствовавших в
древности всем стадиям постройки, а затем и эксплуатации судна.
Еще совсем недавно — в XIX веке — самые трезвомыслящие и скептически настроенные судовладельцы старались, чтобы
как можно больше народа присутствовало при исполнении всех обязательных старинных обрядов, призванных защитить их новое судно от злых сил и соответственно
обеспечить хозяину неплохие доходы. В атмосфере порта, пропитанной слухами и сплетнями, новости расходились
быстро, а значит, солидная репутация с самого момента закладки давала больше
возможностей подобрать хорошую
команду. Ведь непоколебимая уверенность моряков в
том, что к
закладке привлекались магические силы, во многом влияла на будущее
судна! Любой опытный и уже потому почти всегда суеверный моряк, если у него была хоть какая-то
возможность выбора, конечно же, избегал «несчастливых» судов, с самого начала плохо защищенных от козней злых сил. Даже в расчетливом мире
современного судоходства репутация «счастливого» или «несчастливого» создается судну очень быстро и пристает надолго, иногда на всю его жизнь.
Закладка
киля равносильна созданию
«сердца судна». Это, безусловно, серьезный повод для
торжественной церемонии. Бритты, заложив киль, прежде чем приступить к
дальнейшей постройке судна, считали необходимым основательно выпить за его будущее благополучие. Иногда первый гвоздь забивали через подкову — на счастье. В 1921 г., послушный уже другой традиции,
генерал-губернатор Канады герцог Девонширский
забил в киль обвязанный красной лентой золотой гвоздь, положив тем самым хорошее начало постройке первоклассной рыболовецкой
шхуны
«Блуноуз»; в 1963 г. тот же ритуал сопутствовал рождению ее копии —
шхуны «Блуноуз-И».
Отсюда происходит и шутливый обряд, которым нередко встречают новобранцев на кораблях американского ВМФ: приказывают
спуститься в самый темный закоулок трюма, разыскать и надраить
«золотую заклепку», которая якобы там находится.
Вообще, красный цвет, цвет крови
и жизни, цвет, отпугивающий колдунов и ведьм, и поныне очень хорош для украшений, призванных защищать корабль от
тех, кто обладает опасным свойством «сглаза». Говорят, что на военно-морских верфях США только в 1977 г. отказались от большинства церемоний, сопутствующих закладке киля, как от
дорогостоящих и требующих излишне больших затрат времени.
Западный ветер, сильный
прилив, пируэты стремительных чаек (в которых переселяются души матросов), свет луны и сияние
солнца — все эти приметы благодаря своей волшебной силе сулили (и сулят) выгодные грузы, большой
фрахт, нужное число
футов воды под килем, были (и остаются) желанными предзнаменованиями в момент закладки. Плохим предзнаменованием считалось,
когда первый удар корабельного мастера высекал искру —
в будущем именно «от нее» судно могло сгореть. Если же при постройке проливалась кровь, судно обязательно становилось
«кораблем смерти»; настоящие моряки в его
экипаж ни под каким видом не нанимались.
Не особенно стеснявшиеся в
выражениях корабельные плотники никогда не богохульствовали, находясь рядом с
почти священным килем; в противном случае все могло пойти не так, как нужно.
Изменение конструкции нового судна сразу после окончания
его постройки обязательно должно было принести несчастье.
Все табу моря и в частности: зайцы, поросята, священники и женщины (в особенности — рыжие
девственницы, отличающиеся дурным глазом), на верфь не допускались.
Неблагоприятными для закладки киля были
четверг — День Тора, скандинавского бога громов
и штормов, и пятница, задолго до распятия Христа приобревшая дурную репутацию как день красивой, но отнюдь не
добродетельной и опасной богини Фригг, никогда не считавшейся идеалом моряка,
|