Опыт кренования
корабля
с применением твердого балласта
В чем сущность опыта кренования с применением твердого балласта?
Опыт кренования - наиболее точный способ определения нагрузки и остойчивости корабля на плаву. Производится заводом после среднего ремонта и модернизации. Для его проведения надо иметь: водоизмещение, близкое к стандартному, цистерны запрессованными, крен не более 0,5°. Кренование выполняется при отсутствии волнения и при ветре не выше 2 баллов. Корабль устанавливается на швартовах со слабиной.
Общий вес крен-балласта (из балластин массой 30-50 кг) составляет 0,5-1,0% от водоизмещения, что достаточно для накренения корабля на 3-4 град. Крен-балласт разделяется на шесть одинаковых групп, размещаемых на открытой палубе побортно (рис.3.61).
Последовательным переносом групп с борта на борт создают кренящие моменты mi. Приращение крена δθi после переноса i-й группы вычисляется по показаниям каждого из трех весков (или инклинографов), распределенных равномерно по длине корабля.
Длина весков λ, должна быть не менее 4 м. Для быстрого затухания колебаний грузик веска помещают в бачок с маслом (рис.3.62).
Из рис.3.62 видно, что
Приращение углов крена для каждого веска после переноса группы крен-балласта рассчитывается по формуле
Среднее приращение крена по трем вескам будет
Перенос групп балластин повторяется несколько раз.
Среднеквадратичное значение начальной метацентрической высоты определяется по формуле
где γ - удельный вес забортной воды, кН/куб.м (тс/куб.м);
V - объемное водоизмещение, куб.м, определяемое по кривым элементов теоретического чертежа или по масштабу Бонжана.
Суммарная относительная ошибка в определении h - до 5%.
Аппликата ЦТ корабля zg вычисляется по формуле
где - определяется по кривым элементов теоретического чертежа.
Результаты опыта кренования заносятся в тактический формуляр корабля.