Порт и его части
Порт (морской) — прибрежная акватория, естественно или искусственно защищенная от волнения, заносимости и наносного льда, и прилегающая к этой акватории полоса берега (портовая территория ), оборудованная причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов под грузовые операции. Портовая территория оснащена перегрузочными машинами, крытыми складами и открытыми складочными площадями для хранения грузов, транспортными путями (железнодорожными и автомобильными), а также средствами для снабжения и ремонта судов. Портовая акватория должна обеспечивать удобное маневрирование судов при подходе к причалам, а также места для стоянки судов; портовая акватория должна быть оборудована устройствами для швартовки судов на рейде и перегрузочными пловучими машинами для грузовой обработки судов на плаву. Порт связан с внутренними экономическими центрами страны путями сообщения (железными и автомобильными дорогами, рекой, каналом) и является, таким образом, элементом транспортного узла и соединительным звеном между морскими и внутренними (сухопутными и водными) путями сообщения.
По своему назначению морские порты разделяются на торговые, военные и порты-убежища. Торговый порт имеет своим основным назначением передачу грузов и пассажиров с суши на воду или обратно (иногда с морских судов на речные или лихтеры). Среди торговых портов различают порты общего назначения и порты специальные. К первым относится большинство портов (в различных странах), обслуживающих одновременно различные категории грузов. Ко вторым принадлежат порты, служащие для производства операций с грузом преимущественно или исключительно одной категории: лесом, углем, нефтью, рудой, рыбой и т. д.; соответственно этому специальные порты имеют преимущественно перегрузочные оборудование и склады, отвечающие основному виду груза. Примерами портов общего назначения могут служить Ленинград, Одесса, Лондон, Роттердам, Гамбург, Марсель. Примерами специальных портов являются: по углю — Жданов, Кардифф, Ньюкасл; по лесу — Архангельск, Кемь; по руде — Поти, Нарвик; по нефти — Батуми, Баку; по рыбе — Мурманский рыбный порт, Ярмут. Иногда при портах специального назначения находятся и промышленные предприятия, перерабатывающие специфический для данного порта род продукции, например: при лесных портах лесопильные заводы, при рыбных портах рыбоперерабатывающие и консервные заводы, при нефтяных портах перегонные заводы и т. д. Военный порт — порт, предназначенный для стоянки, ремонта и снабжения военных кораблей. Военный порт, помимо гаваней и бассейнов, обладает большими рейдами и характеризуется наличием на берегу складов, казарм для размещения флотских экипажей и гарнизона, механизмов, машин и устройств для погрузки топлива, боезапаса, а также всевозможных средств для ремонта кораблей и т. д. Специальной характерной принадлежностью военного порта являются фортификационные и другие сооружения, предназначенные для его обороны. Порт-убежище — бухта или рейд, где под искусственной или естественной защитой могут становиться на якоря или швартовные бочки небольшие суда: рыбные тральщики, небольшие суда каботажного плавания, бота и др. Обычно в таких портах на берегу нет приспособлений для грузовых операций, но иногда сооружаются небольшие ремонтные устройства в виде простых склизов или слипов и ремонтных площадок; имеется метеостанция для прогнозов погоды. Роль порта-убежища выполняет иногда и каботажный порт — порт местного значения, посещаемый преимущественно судами каботажного плавания или служащий убежищем для мелких судов, как например Геленджик, Усть-Луга.
По географическому положению морские порты могут быть подразделены на береговые, устьевые, внутренние и островные. Береговые порты — порты, расположенные на открытом или защищенном морском берегу, например, Одесса, Туапсе, Новороссийск, Марсель. При недостаточных глубинах береговые порты требуют сооружения искусственных подходных каналов, иногда значительного протяжения, например, Жданов, Махачкала, Эймейден, Порт-Саид. Устьевые порты — порты, располагающиеся непосредственно в устьевых участках судоходных рек и обычно являющиеся морскими портами, сопряженными с речными. Примерами таких портов являются Ленинград, Рига, Нью-Йорк, Щецин, Гавр. Внутренние морские порты — порты, расположенные в низовьях рек (Николаев, Херсон, Игарка, Руан), либо на искусственных каналах, соединенных с морем (Амстердам, Брюссель, Гент). Морским судам, следующим к внутренним портам, приходится проделывать большой путь по реке, иногда свыше 600 км (например, по реке Енисей до Игарки). Островные порты — порты, устроенные на островах, как например, ряд портов Дании и Швеции. По своему расположению относительно моря можно выделить еще одну группу портов — это порты в прибрежных лагунах, соединяющихся с морем протоками (гирлами). Примером таких портов являются Клайпеда, Калининград, Венеция.
По влиянию приливов на устройство морских портов последние могут быть подразделены на открытые, закрытые и смешанные. Открытые порты — порты, расположенные на морях, не имеющих приливов (или имеющих небольшие приливы), и не изолированные никакими закрывающими их от моря устройствами (шлюзами, воротами и др.). Такие порты строятся в тех случаях, когда высота прилива не превышает 5 м. Большинство портов мира относится к категории открытых. Закрытые порты — порты, расположенные в морях, характеризующихся большими приливами, и имеющие отдельные бассейны и гавани, которые отделяются от моря дамбами со специальными устройствами (воротами, шлюзами и др.) для приема морских судов; внутри этих портов уровень воды сохраняется на постоянной высоте, обычно на высоте среднего приливного горизонта. Такие порты устраиваются обыкновенно в местах, где высота прилива превышает 5 м; примерами таких портов являются Лондон, Ливерпуль, Дюнкерк. Порты смешанного типа — порты, в которых, помимо закрытых бассейнов, имеются и открытые районы порта, необходимые для некоторых пассажирских и грузовых операций. Примерами таких портов являются Гавр, Саутгемптон, Антверпен, Буэнос-Айрес. Термин приливный порт употребляется иногда в смысле того основного порта, от которого в данном районе идет счет времени приливо-отливных явлений (так называемые «водные часы» или «водное время»); например, англичане для Северного моря высоту воды и время прилива отсчитывают по сравнению с портом Дувр, который в этом смысле и называют приливным портом. В более широком смысле в различных странах под приливным портом разумеется закрытый от влияния приливов порт. Аванпорт — рейд, находящийся за пределами или внутри акватории порта (но снаружи от внутренних гаваней), защищенный молами, волноломами или имеющий естественное укрытие. Аванпорт служит для стоянки судов в ожидании входа в порт или для их частичной разгрузки. Под аванпортом, кроме того, понимается особый порт, расположенный на подходе к главному порту и связанный в своей работе с ним. Такой аванпорт обычно имеет глубины большие или замерзаемость меньшую, чем основной порт, что облегчает подход к нему морских судов. Гавань — часть акватории порта, вполне защищенная от волнения, окаймленная портовой территорией и предназначенная для стоянки, погрузки и выгрузки судов. Иногда гаванью называют небольшой порт, обычно расположенный в естественно укрытом от волнения пункте — в заливе, бухте и т. п. Каждая гавань, входящая в состав порта, имеет или номер, или название, причем последнее обычно соответствует целевому назначению гавани: лесная, угольная, нефтяная, рыбная, каботажная, военная и др. В зависимости от рода грузов гавани снабжаются специальными погрузочно-разгрузочными и транспортными машинами и плавсредствами.
По расположению гавань может быть внешней или внутренней. Внешняя гавань — гавань, находящаяся в непосредственной близости к открытому морю, защищенная естественными выступами берега или искусственными сооружениями, обеспечи-вающими судам безопасную, но не всегда спокойную стоянку. Такие гавани не имеют существенных отличий от рейда. Внутренняя гавань — гавань, составляющая часть внутренней акватории порта, вполне защищенная от волнения искусственными сооружениями (молами, пирсами, набережными и др.). Вольная (свободная) гавань — отделенная таможенным кордоном часть порта в капиталистических странах. В этой части порта допускается беспошлинный привоз товаров и сырья, выгрузка и перегрузка, хранение, сортировка и упаковка иностранных товаров, а также совершение кредитных и торговых (оптовых) операций с ними. Иногда в пределах вольной гавани допускается и промышленная переработка сырья и полуфабрикатов, привозимых из-за границы. Примерами вольных гаваней с фабрично-заводской переработкой сырья могут служить гавани в портах Гамбург, Копенгаген, Триест, Стокгольм, Нью-Йорк и др. Закрытая гавань — см. приливный бассейн. Осушная гавань — гавань, расположенная в районе действия больших приливов, где небольшие, преимущественно деревянные суда в отлив осыхают непосредственно на мягком грунте. Бассейн — часть акватории порта, образованная причалами, пирсами, молами и предназначенная для стоянки судов и грузовых операций. Приливный бассейн — бассейн в составе порта (см. порты смешанного типа), изолированный от влияния морских приливов посредством ограждения дамбой со специальным устройством для ввода судов (шлюз, полушлюз, ворота). Уровень воды в таком бассейне сохраняется на постоянной высоте, обычно на высоте среднего пришивного горизонта. За границей такие бассейны, кроме названия приливный, получают еще наименование доков; в Англии и Нидерландах их называют мокрыми доками. Поворотный бассейн (маневровый бассейн) — участок акватории порта, служащий для разворота судов в случае стесненного входа в узкие портовые бассейны. Площадь поворотного бассейна должна допускать циркуляцию диаметром не менее IV2 длин наибольшего судна. Ковш — название, придаваемое иногда портовому бассейну, врезанному в берег (например, Гутуевский ковш в Ленинградском торговом порту). Прикордонная полоса — полоса портовой территории, прилегающая к кордону (см. кордон) и охватывающая площадь, занятую перегрузочными машинами (кранами), железнодорожными путями и автомобильной дорогой, открытыми складочными площадями и открытыми складами. Иногда эта прикордонная полоса называется оперативной зоной порта. Причальный (береговой) фронт порта — совокупность всех береговых причалов порта. Обычно для удобства расстановки судов каждый причал порта имеет свой номер. Синонимом причального фронта является причальная линия порта. Длина причальной линии — это длина причального фронта, т. е. общая длина всех причалов порта. Длина причальной линии играет основную роль при определении пропускной способности порта.
|