История русского флота
В 1765 году утвержден штат
галерного флота, по которому галерные офицеры, при прежних порядках иногда смешивавшиеся с корабельными, теперь получили определенное положение. Производить их в обер-офицерские чины положено отдельно от корабельных; а в штаб-офицерских и генеральских, для офицеров обоих
флотов, производство сделано общее. Но чтобы галерные офицеры (которым предстояло при этом порядке быть и
флагманами) могли заблаговременно ознакомиться с корабельной службой, то их приказано было, по очереди, назначать в
практическое плавание на
корабли.
Адмиралтейский регламент
Наконец, 1765 года августа 24 утвержден составленный комиссией
«Регламент о управлении адмиралтейств и флотов», определяющий обязанности и права государственной
Адмиралтейств-коллегий, подчиненных ей
экспедиций и всех находящихся при
адмиралтействе чинов.
Регламент этот, напечатанный в 1766 году, заменил
петровский адмиралтейский регламент; но
морской устав Петра и все существовавшие при нем законоположения, если только они не были изменены новыми узаконениями, остались в прежней силе.
Плавания военных судов
С 1763 по 1768 год включительно, кроме транспортной службы и переходов в Балтику построенных в Архангельске
судов, общий характер плаваний был практически учебный. Каждое лето вооружалось от 2 до 8 кораблей и
фрегатов и несколько другого рода судов и отправлялось для практических занятий в
Финский
залив или Балтийское море. Только один раз отряд, состоящий из корабля и фрегата, с той же учебной целью месяц проплавал в
Немецком море. Обыкновенно на такие отряды назначались мичмана, гардемарины и кадеты, иногда в двойном комплекте, преимущественное внимание обращалось на практические морские занятия. В числе последних, кроме различных судовых учений, производимых в море
под парусами, во время
якорных стоянок на
рейде занимали молодых моряков
эволюциями на гребных судах.
В 1765 году одним из таких практических отрядов, состоявшим из 6 фрегатов и 13 других судов, под начальством
адмирала
Мордвинова, были произведены в присутствии
Екатерины II близ Красной горки у Гаривалдая маневры и стрельба в цель по городку, построенному для этого на берегу. Но управление судами было так плохо, что два из них близ императорской
яхты сошлись и долго не могли распутаться, а при бомбардировке городка
бомбы и
ядра не попадали в цель.
Екатерина осталась очень недовольна всем виденным и по поводу этих маневров в письме к одному доверенному лицу высказала такое мнение о состоянии флота:
«У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков…»; «всё выставленное на смотр было из рук вон плохо. Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельдей, а не на военный».
Кроме судов корабельного флота, в
практические плавания посылались тогда и
галеры, так в 1766 году 3 галеры и 1
каик (галера малого размера) ходили от Кронштадта до Фридрихсгама, и в том же году испытывалась вновь вводимая 25-баночная галера, вооруженная пятью пушками и имеющая 385 человек
экипажа.
Примечание "Кубрика":
если вы встретите на этих страницах неизвестные или незнакомые вам морские
термины, вы можете посмотреть их значение в Морском словаре терминов, в Словаре
ветров и в других разделах нашего сайта! Очень удобно искать незнакомое слово на
страничке
"Поиск в
словарях".
|