Юный Петр Алексеевич, питавший страстную любовь к морю, от близких к нему образованных иностранцев, его наставников и собеседников, особенно же от голландца
Тимермана и швейцарца
Лефорта, приобрел первые понятия о морской науке и сознание важности флота для России. Случайно же найденный им в 1688 году старый английский
ботик, принадлежавший
деду Петра Никите Ивановичу Романову, познакомил царя с удовольствием плавания под парусами.
На этом знаменитом ботике, названном самим
ПетромДедушка русского флота, он впервые начал кататься по реке Яузе; но так как она для
лавировки была тесна, то
Петр, успевший уже пристраститься к «водяной потехе», перенес ботик в находящийся в селе Измайлове
Просяной пруд. «Но и там, – замечает юный знатный моряк, – немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более». Плодом этой охоты была закладка в следующем 1689 году трех судов на Переяславском озере, где со своими потешными преображенцами он работал топором наравне с простыми плотниками. На берегу озера построены были дворец,
батарея, с которой в торжественных случаях производилась пальба, и
пристань для судов.
Скоро Переяславское море показалось тесным пылкому моряку, он пожелал увидеть настоящее море и с этим намерением в 1693 году отправился в Архангельск. Путь до Вологды он совершил сухим путем, а оттуда водою. В Архангельске, наконец,
Петр увидел давно желанное море, иностранные корабли и торговую жизнь приморского города. Все это обратило внимание юного
Петра, и он, с обычною своею энергиею, начал изучать то, что казалось ему полезным. Первым плодом подобного изучения было сознание огромных выгод, получаемых здесь исключительно иностранцами, и горячее желание, созданием своего торгового
флота, обратить эти выгоды на пользу русского купечества. Под влиянием такой мысли,
Петр немедленно избрал для верфи лежащий подле города
Соломбальский остров, на котором и заложил 24-пушечный
корабль, поручив строение его надзору тамошнего воеводы,
стольника Федора Матвеевича Апраксина. Одновременно с этим, он заказал построить в Голландии и другое
44-пушечное судно. Оба они были небольших размеров и, имея пушки весьма малого калибра, могли служить для военных и торговых целей. В ожидании прибытия
Петра в Архангельск, для него построена была 12-пушечная
яхтаСвятой Петр, на которой он первый раз вышел в Белое море и, конвоируя иностранные купеческие суда, провожал их около 300 верст.
На следующий 1694 год
Петр вторично посетил Архангельск, откуда сделал морскую поездку в
Соловецкий монастырь и на эскадре, состоявшей из трех судов, ходил до Святого Носа, то есть до выхода из Белого моря в Северный океан. Во время плавания в Соловецкий монастырь на
яхте Святой Петр он выдержал страшную бурю, и яхта избавилась от погибели только благодаря сведущему
лоцману, лодейному
кормщикуАнтипу Тимофееву, который благополучно провел ее опасным проходом к спокойному якорному месту в Унской
губе. Суда эскадры, на которой плавал Петр к Святому Носу, были: купленное в Голландии Пророчество, ходившее под
адмиральским флагомФ. Ю. Ромодановского и на котором находился сам
Петр в звании шкипера; построенный в Архангельске
корабль Апостол Павел, под
вице-адмиральским флагомБутурлина, и яхта Святой Петр, под
контр-адмиральским флагомГордона.
Во время вторичного пребывания
Петра в Архангельске, кроме верфи на Соломбале, начато было и частное судостроение близ Холмогор, на реке Вавчуге, местными купцами братьями
Бажениными.