Aa | Bb | Cc | Dd | Ee | Ff | Gg | Hh | Ii |
Jj | Kk | Ll | Mm | Nn | Oo | Pp | ||
Rr | Ss | Tt | Uu | Vv | Ww | Xx | Yy | Zz |
Corvette
Corvette (корвет) – термин международный.
В эпоху расцвета Римской империи были построены грузовые суда типа corbita для перевозки зерна из Африки в метрополию, а также для снабжения в море многочисленного военного гребного флота. Термин родился от латинского же слова corbis (корзина), и существовал в течение пяти столетий, в написании corbitа.
Существуют несколько версий относительно того, почему так были названы эти суда. Одни авторы считают, что из-за их формы – они были широкие и вместительные, с высоким носом и кормой, и своим силуэтом напоминали корзину. Другие считают – потому, что на топе мачты была устроена площадка с ограждением, напоминающая корзину. А еще некоторые утверждают, что из-за корзины, которую поднимали на мачте в качестве сигнального или опознавательного знака. А, может быть, из-за их предназначения – подвозить провизию, как это делали римские домохозяйки, доставляя провизию с рынка домой в корзинах. Так или иначе, термин призошел от слова «корзина», понравился, и жил в таком виде в течение пяти столетий, до распада империи, когда надобность в этих грузовых судах отпала. Исчезла империя, исчезли суда, исчез и термин, более чем на тысячу лет. Добавим, это были двухмачтовые суда, и ходили они только под парусами, но не под веслами, как это было принято на боевых галерах.
А происхождение латинского термина corbis находится за пределами нашей темы, но тоже интересно. В индо-европ. были родственные корни (s)kerb(h), (s)kreb(h) и происшедшие от них слова со значением «изгибать, гнуть, поворачивать и т. п.», а от них и пошли, среди множества других слов, и лат. corbis, и русск. "короб, коробить». Тут все логично – прежде, чем сплести корзину или коробку, надо согнуть лозу, кору и др. исходный материал.
Возродился термин только в 17-м веке во французском языке в написании corvette. Тогда во французском флоте появились суда нового типа, их надо было как-то называть, вот французы и вспомнили старый термин, применили его, и весьма удачно. Теперь это были длинные и узкие, быстроходные и маневренные суда, двигались они с помощью 4-х – 5-ти пар весел, но имели также и одну мачту с небольшим парусом. В начале 18-го века французы стали строить корветы более крупных размеров, и несли они теперь две мачты с прямыми парусами. Это были военные парусники, использовались для дозорной службы и охраны конвоев, для чего имели на палубе 8 – 10 – 12 орудий.
В англ. тексте термин впервые встречается в 1636 году, и там сказано, что некий corvette из Кале был захвачен англичанами. Использовались эти суда и для снабжения в море судов французского военного флота. А в движение они приводились как парусами, так и веслами, правда, весла использовались редко. Артиллерийское вооружение составляло уже 18-20 орудий, расположенных под верхней палубой.
Прототип судна оказался удачным, термин, его определяющий, тоже, потому что с этого времени многочисленные корветы появились в военных флотах всех морских держав, а термин corvette из французского языка перешел в английский и вскоре стал международным. Определял тогда этот термин, исключительно, военные парусные корабли, независимо от типа их парусного вооружения. Корветы были классом ниже фрегатов.
Корвет 18-го века имел одну сплошную орудийную палубу, без надстроек, нес парусное вооружение типа корабль (ship), барк (barque) или бриг (brig). Парусного вооружения типа «корвет» не существовало. В текстах встречаются термины brig - corvette (корвет с парусным вооружением типа бриг), и ship-corvette (корвет, с парусным вооружением типа корабль). Встречается также термин cruising corvette (крейсирующий корвет, корвет на дозорной службе). В испанском языке встречаются термины bergantin-corbeta, bergantin-barca и brickbarca. (См. статью «Bergantin – Sp.)
Корветы 19-го века стали более крупными, и имели они теперь три мачты. Американцы построили супербыстроходные корветы. В историю вошел один из этих корветов под названием General Pyke; судно это было длиной 53 м., а высота его грот-мачты была 59.5 м., измеряя от палубы. В 19-м веке стали строиться корветы с паровой машиной, но при этом они потеряли свои главные мореходные качества – скорость и маневренность, и по этой причине исчезли к началу 20-в., за исключением нескольких учебных судов ВМФ.
В 1939 г. в английском ВМФ опять появились корветы. Теперь так назывались малые противолодочные корабли. До сих пор в ВМФ некоторых стран применяется термин «корвет», но теперь он обозначает военные корабли до 3000 тонн водоизмещения.
А вот современное написание термина в некоторых языках: Fr. corvette; Sp. corbeta; Pg. corveta; Ndl. korvet; Ger. Korvette.
В русский язык термин был заимствован из голландского в эпоху Петра I.