Rus. мачта << Du. mast (мачта) << ONor. mastr (cудовая мачта) << OТeut. masto-z (мачта) << PIE корень mazdo-s (жердь, палка, шест, мачта).
Eng. mast (мачта) << OE. maest (мачта) << ONor. mastr (мачта) << OTeut. masto-z (мачта).
Ger. Mast << OG. mast << ONor. mastr (мачта) << OTeut. masto-z.
Du. mast << OTeut. masto-z.
Sw. mast (мачта) << Oteut. masto-z.
Da. mast (мачта) << OTeut. masto-z.
OTeut. masto-s << PIE. корень mazdo-s.
Lat. malus (мачта) << PIE. mazdo-s.
Lat. mastus (мачта) << (8-th c.) OTeut. masto-z.
Fr. mât (мачта) << OF. mast (мачта) << Lat. mastus.
Sp. mastil << Lat. mastus.
Ptg. masto, mastro << Lat. mastus.
It. albero (мачта) << Lat. arbor (дерево, мачта) << Gr. αλδω, αλδαινω (растение, расти) << PIE корни al-, ar(e)dh- (расти - о растениях).
Sp. palo (мачта) << Lat. palus (cтолб) << Gr. πασσαλος (кол, шкворень) << PIE корень pak- (забить кол, закрепить, привязать веревкой).
Mast – общегерманский термин: OG. mast (мачта, шток, древко…); ES. moest, Nor. мastr, и т. д. Вскоре термин mastr перешел из германских в романские языки. A Lat. malus образован напрямую из PIE. корня mazdo-s.
В английском флоте были выражения: “at the mast”, или “at mast” (место на главной палубе или на квартер-деке, возле грот-мачты, где обычно собирался экипаж для инструктажа и прочих организационных мероприятий); “before the mast”, или “afore the mast” (так говорили о простых матросах; shipped before the mast on a trading ship – нанялся простым матросом на торговое судно); “mast coat” (букв. – мундир для мачты).
Русский термин «мачта» заимствован в эпоху Петра I из нидерландского языка. А вот родственные термину «мачта» русские слова «мост», «мостовая» и «помост» пришли в славянские языки напрямую из PIE языка, без захода в германские языки. Они тоже образованы от PIE корня mazdo-s.
Самое раннее изображение на египетской вазе парусного судна с мачтой и прямым парусом датируется 3400-м годом до н. э. Но, естественно, и мачты, и паруса применялись людьми намного раньше. Легендарный флагманский корабль адмирала Нельсона «Виктория», ныне это - судно-музей, имеет три мачты, а в 19-м веке строились многомачтовые большие парусные суда, и число мачт на этих судах доходило до семи.
27.03.2013.